Проектов хотите? Их есть у меня!

Санкт-Петербург нуждается в стратегических, крупных инвестиционных проектах. Преступно ждать, когда страна перестраивается на мобилизационную экономику!

 Кластер судостроения СЗФО – «суперверфь» в Кронштадте 

Факторы конкурентоспособности в мировом судостроения, позволяющие достигать лучших показателей:
1. Концентрация судостроения в мощном территориальном кластере;
2. Государственное поддержка судостроения;
3. Сильная судостроительная наука, ведущая свою деятельность непосредственно на верфях и в их интересах;
4. Прорывные проекты судов и кораблей, обеспечивающие продуктовое лидерство на мировом рынке;
5. Постоянный рост квалификации всего персонала, «заточенный» на эффективное совершенствование всех процессов при опережающем росте автоматизации производств и снижение себестоимости.
6. Технологический облик отрасли, обеспечивающий экономическую эффективность и технологическое превосходство.

В Санкт-Петербурге есть все предпосылки для организации высокоэффективного судостроительного кластера.

1. Северо-Западный регион – идеальная кластерная площадка для динамичного развития судостроения России. И организация эффективного судостроительного кластера международного масштаба, нацеленного на результат,– уникальный шанс Санкт-Петербурга, который надо использовать безотлагательно.
2. Российское государство выделяет большие средства на развитие судостроения. Так, ФЦП до 2020 г.предусматривает 538 млрд рублей (более 1,3 млрд евро в год). Это в 7
раз больше, чем государственная поддержка НИОКР в Корее. Государству необходимо сконцентрировать свою поддержку прежде всего на финансировании НИОКР. Именно прорывные НИОКР обеспечивают рост квалификации отрасли, рост качества проектов,
сокращают цикл постройки судов и снижают их себестоимость.
3. В составе судостроительного отрасли Санкт-Петербурга есть ведущие материаловедческие институты, центры морских конструкций, институты судостроительных технологий. Объединить усилия, добавить серьезные маркетинговые исследования тенденций мирового рынка, приблизить КБ и НИИ к верфям, нацелить на результат – это исключительно организационная задача, реально выполнимая при создании новой «суперверфи», в составе кластера, нацеленного на результат.
4. Ключевые решения кластера, позволяющие создавать прорывные проекты кораблей и судов:
• Государственное финансирование НИОКР и проектов передовых, уникальных судов.
• Рыночная специализация и кооперация верфей, нацеленная на глобальный рынок и на достижение
цели – 20-30% мирового рынка судов и кораблей.
• Госзаказ на постройку эффективных передовых типов судов.
• Устранение деления верфей на коммерческие и военные. Верфи должны быть ограничены только их гидрологией и рыночной специализацией.
• Полный перевод конструкторской, инженерной, управленческой деятельности в единую компьютерную среду.
5. Необходим постоянный опережающий рост квалификации. Учиться не «вчерашнему дню», а заглядывая в будущее. В Санкт-Петрбурге есть все условия для организации системы постоянного квалификационного роста работников судостроения: «Корабелка», «Макаровка», «Политех», «Военмех». Уже только эти ВУЗы являются достаточным учебным и лабораторным базисом для этого.
6. Есть решения, обеспечивающие технологическое превосходство над корейскими и японскими верфями при их комплексном применении:
• кооперация верфей, распараллеливание строительства корабля, судна (резка металла, узлы, блоки);
• вся верфь под одной крышей;
• сборка насыщенными блоками до 5000 т на промышленном полу без дока и без тяжелых кранов (строить«сверху вниз»);
• судостроительная логистика на колесном резиновом ходу и на платформах на воздушной подушке;
• резка металла гидроабразивом с машиностроительной точностью:
• создание центра технологических компетенций;
• компьютерное 3Д моделирование конструкторской, инженерной, управленческой деятельности.

Для достижения целей диверсификации и ускорения развития судостроительного кластера в Санкт-Петербурге, акцент должен быть сделан на территориально-межотраслевую кооперацию и форму управления, а не на отраслевую.
Организационная основа ядра кластера – научно-технический концерн.
Во главе кластера — сильная научно-техническая организация, способная разрабатывать стратегическое видение (аппарат Генерального конструктора) и реализовывать на практике в сжатые сроки новые конструкторские и технологические разработки, основанные на опережающих научных исследованиях (доскональном знании о деятельности конкурентов и обеспечивать кластер высокопрофессиональными кадрами .

Потребность в площадях удовлетворяется имеющимся землеотводом под новую Кронштадскую верфь в 200 га.
Кооперационная схема строительства судов и кораблей обеспечивает сокращение цикла в 2-4 раза против корейских верфей (то есть возможно достижение срока строительства судна в 4-6 месяцев).
Влияние кластера судостроения на развитие метапромышленной системы СЗФО:
• Прибавка металлургам 600 тыс.тонн стали в год.
• Дополнительный объем производства в 60 судов и кораблей в год загружает машиностроение округа на $2-3 млрд в год.
• Коэффициент мультипликации судостроения ~ 1:6, прирост валового продукта СЗФО составит $3000 млн х 6 = $18 млрд в год.
• 180 000 современных рабочих мест с выработкой на одного работающего не менее $100 000 в год.

Такой базис делает экономически целесообразным целый шлейф модернизационных проектов в регионах СЗФО (Республика Карелия, Архангельская, Ленинградская, Нов-
городская, Псковская области)

1.Учитывая широкое распространение и продуктивность реализации кластерной политики в ведущих мировых экономиках, применение такого подхода в территориально-межотраслевом развитии является приоритетным направлением.

2. Существующая законодательная база позволяет в полной мере обеспечить государственную (федеральную) поддержку кластерным инициативам при условии активной позиции представителей судостроительной отрасли, региональной власти и наличии региональных экономических и технических компетенций, которые послужат основой создания кластера.

3. Важной задачей при реализации кластерных инициатив является обеспечение должного уровня контроля над информационными, финансовыми и материальными потоками.

4. Существующие и возможные преференции от участия в кластерных инициативах интересны и важны для бизнеса, способствуют привлечению внебюджетных инвестиций и государственно-частного партнерства.

5. Создание территориально-межотраслевого судостроительного кластера СЗФО должно служить привлечению прямых инвестиций в судостроительную отрасль, региональную инфраструктуру, организации синергетического эффекта развития других отраслей, организации новых наукоемких рабочих мест, а также увеличению налоговых поступлений в федеральный и региональный бюджеты.